Остров Крым или новая старая Россия

20140706_134954_mini

Спускаться вниз было сложнее подъема вверх, камни постоянно норовили уйти из под ног, приходилось искать земляные участки. На спуске почувствовался приходящий аппетит, хороший знак. На обратном пути пришлось снова отбиваться от множества зазывал местных кафешек, все-таки кафе №3 нам порекомендовал сам гид. Вскоре мы его нашли, а парень-официант отвел нас в более прохладный зал, где мы начали изучать меню. Взглянув на все предлагаемые в списке блюда, все решили, что без шашлыка и вина нам отсюда не уйти. Для полноты ощущений мы решили заказать еще и лагман. А пока мы ждали наваристый суп и шашлык с лавашом, паренёк принес нам 5 видов вина на пробу.

Не могу похвастаться особыми познаниями в области виноделия, однако меня все-таки заинтересовал сортом винограда купажного вина Бастардо-Мускат, уж больно вкусным оно мне показалось. Дикий смех Санька меня даже слегка возмутил, будто он сам никогда не интересовался понравившейся ему монетой. Что послужило началом забавной дискуссии между нами на тему «моднейших крымских напитков». Тем временем все пять вин были опробованы, и мы заказали литр красного муската, по единому мнению понравившегося всем участникам проб. Однако на этом дегустация не закончилась, уже после подачи порций первого блюда парень предложил нам опробовать чачи 65°! На этот раз интерес к предложенному напитку не у всех совпал, но отказаться Санёк не мог, как говорится «на халяву и уксус сладкий». Подобный вкус слегка изменил мое представление о вине принесенном уже к заказу, но все же я сильно не опьянел.

Насытившись пищей, мы уже с большим интересом смотрели на интерьер кафе, отличительной особенностью которого была коллекция фанатских шарфов различных футбольных клубов. Очень удивило мнение самого хозяина о двух шарфах 20140706_143400_mini«добытых» им самостоятельно за рубежом – видимо покупка шарфов и «добыча» для него одно и то же, жаль он не ездил с Саньком в Москву на матчи «Спартака»… Остальные же шарфики ему привезли гости из различных городов. Судя по всему, очень заядлые фанаты бывают у него в гостях, раз, не снимая шарфов, гуляют по жаркому курорту! Естественно мы тоже пообещали привезти шарфик ФК «Орел» при случае, коего не было в коллекции хозяина кафе.

Спустя минут десять после окончания трапезы сытые и расслабленные, мы стояли в ожидании кабины фуникулера на смотровой площадке недалеко от кафе. Я напоследок рассматривал непривычные для глаз просторы, и представлял или скорее не представлял мысленно размеры Черного моря, если расстояние до горизонта с высоты моего нахождения порядка 120 км…

Кабинка фуникулера оказалась такой же, как когда-то увиденная мной и опробованная на участке Чипер-Азау — станция Мир в Приэльбрусьи. Очевидно, в Советском союзе других не делали. Погрузившись в неё, мы высокой скоростью понеслись вниз. За окном открывался удивительный вид на Ай-Петри и её склоны, похожие чем-то на каньон со стороны.20140706_152442_mini Рассматривать их остались силы только у меня, ибо парни сидели, задумчиво уставившись в толпу стоящих напротив людей. Чуть ниже мы пересели на нижнюю очередь канатки, и снова борьба с перепадом давления в ушах и полет вниз к продолжению заслуженного отдыха. Одна из последних картинок, которая отложилась в памяти – уменьшенный масштаб гор, уже не такой впечатлающий как вблизи, и кабинка фуникулера, пролетевшая мимо нас наверх.

Солнце было еще высоко над горизонтом, но складывалось ощущение, будто уже вечер. День был сполна оправдан перед чистой совестью туриста, познающего мир. Остаток сил был истрачен на здоровый сон на городском пляже в послеполуденное время под менее палящим солнцем. А вечер был по своему хорош и незабываем.

Глава 6

Город русских моряков

Очередной день нашего путешествия по Крыму предполагал отъезд из гостеприимной Ялты в Севастополь. Накануне вечером, обсуждая наше дальнейшее движение, Сергей предложил заехать в Балаклаву. В этом небольшом сонном городке на подъезде к Севастополю, не обделенному на исторические места и красивые пляжи, Серега предложил посмотреть чуть более современную достопримечательность. Музей подводных лодок, некогда один из самых секретных объектов на территории Советского Союза во времена холодной войны, ныне место, суть которого можно понять лишь по сохранившимся не разворованным деталям.

Но, помимо значительной насыщенности дорожных передвижений, этот день впоследствии мы запомнили и по событиям другого рода, содержание которых было таково, что мы назвали его днем «кидалова». А начался этот день с ранних сборов в домике бабули-татарки, у которой мы жили все эти дни пребывания в Ялте. Как я уже говорил, оплату нашего проживания у неё мы произвели сразу, но, так как потом решили продлить нахождение в этих чрезвычайно людных и красивых местах, нам пришлось доплатить. На второй день, после возвращения из дворца в Ливадии мы с Сергеем подошли к хозяйке и объяснили ситуацию проживанием, на что хозяйка лишь только еще больше обрадовалась и даже предложила остаться еще на недельку. Мы, конечно, отказались, но за третьи сутки отдали еще одну тысячу рублей, как и было условлено вначале.  Поэтому мы с чистой совестью продолжили отдых. Однако накануне нашего отъезда Гульзада Гумеровна (так звали бабулю) зашла вечером к нам на этаж и попросила «не забыть рассчитаться утром». Эту странную фразу мы сначала не поняли, как трактовать, но потом решили, что, видимо, она хочет посмотреть сохранность всего своего имущества в нашей комнате перед отъездом. На том и решили, что утро вечера мудренее и легли спать.

Утром, вынося свои вещи и укладывая их в машину, мы как всегда пошли попрощаться с хозяином жилья. Бабуля, как и всегда, улыбалась, желала хорошо добраться дальше и неожиданно спросила про деньги. Надо сказать, что при этом выражения наших лиц с Серегой были подобны выражению недоумевавшего героя юмористического журнала Ералаш «Ни слова о кефире», где логическая цепочка о задании купить кефир брату, поставила самого героя в тупик:

– Какие деньги?.. – как будто одновременно с парнишкой, мы переглянулись с Серегой.

– Ну как, вначале вы заплатили 2000 тысячи. Тысячу вы заплатили, это было позавчера за вчера, а сегодня… – пояснила нам хозяйка.

Мысленно прокрутив раза два эту фразу, я так и не смог поначалу понять логики. Но мы решили не спорить и тем более не ссориться перед отъездом и отдали тысячу рублей. Бабуля, как ни в чем не бывало, продолжала нам желать удачного пути и дальнейшего отдыха. Но уезжали мы уже с легким недоумением, не потому, что это была дополнительная затрата. Больше всего было непонятно почему нас так «рассчитали». Вариантов было несколько: либо у татар так принято считать по дням пребывания плату (в таком случае можно называть сей момент «по-татарски»), либо отдельную плату взял посредник в самом начале нашего заселения, либо нас попросту «кинули». Даже я бы сказал, нас в любом случае кинули, потому что ни при одном из вариантов нас не поставили в известность. В подобных ситуациях обычно в рекламе со знаком «*» указывают, что предложение не является публичной офертой. Такова суть современной рыночной экономики. Вряд ли в схожих проявлениях она могла бы оставить просто неприятный осадок, без более тяжких последствий, как это случилось с нами.

Общение в дороге лучшее средство от скуки и тем более от других негативных проявлений бытности людей, поэтому в скором времени мы общались на более позитивной волне. Ровная почти не извилистая трасса Ялта–Севастополь всячески способствовала этому, и радовала, прежде всего, Шуру, который отдохнув и выспавшись за эти дни, вел корабль в очередную гавань под названием Балаклавская бухта. По пути мы проезжали большое множество достопримечательностей, о которых можно было узнать или по карте навигатора, или по памяти, посмотрев перед поездкой альтернативные варианты. Наиболее часто встречаемые из них в навигаторе это конечно горы. Вот гора Ай-Никола, относительно не высокая, но буквально нависающая над шоссе из-за близкого расположения. На неё ведёт тропа Курчатова, академик любил прогуливаться по ней, отдыхая здесь. Вот снова Ай-Петри, величественная стена перед морем. А вот гора Кошка или Кош-Кая (в переводе с тюркского «двойная скала»), недалеко от неё мы остановились на заправке, пополнить запас топлива. Правда, увидеть её в полный, так сказать, «рост» не удалось по двум причинам: во-первых, форма горы напоминает припавшую головой к воде кошку, с изогнутой к «хвосту» 260-метровой «спиной», а во-вторых, смотрел я на неё с «хвоста», а посему не видел даже и части «силуэта». Из того, что помимо названных гор хотелось бы посетить в будущем и про что я, по крайней мере, читал перед поездкой, были Юсуповский и Воронцовские дворцы, своей изысканной архитектурой напоминающие Ливадийский, однако внешне Воронцовский дворец значительно отличается от двух других. Стиль последнего органично сочетает в себе и мавританского стилей. Кстати именно в этих двух дворцах находились делегации Советского Союза и Великобритании соответственно. Думаю, в будущем обязательно их посетить.