В дебрях Полесья

Идея похода возникла после неоднократных походов выходного дня (ПВД) по наиболее посещаемой части Орловского Полесья на велосипедах и поездок на озеро Старое с ночевками. И хотя формат мероприятия не отличался от аналогичных в предыдущих сезонах, маршрут поездки был выбран максимально протяженным по неизведанной для её участников части национального парка. К тому же с легких руки Ильи, говоривших любому интересующемуся о целях группы велосипедистов, маршрут был приурочен к 69-й годовщине Дня Победы, ибо проходил в дни празднования.

Задача стояла преодолеть маршрут от станции о.п. 73 км линии Брянск-Орел Московской железной дороги, минуя деревни и поселки Большое Юрьево, Алёхино, Жудрё, Старое, Теребень, Еленский, Клён, Козюлькина с конечной точкой в Болхове за 1,5 дня (полный день 9 мая и первую половину дня 10 мая). Вследствие отсутствия каких-либо сведений о качестве дорог в наиболее залесенной части маршрута было рассмотрено два варианта преодоления пути от заброшенной деревни Клён в центре Полесья до деревни Козюлькина недалеко от восточной границы парка. Один вариант предполагал движение по направлению северо-северо-запад от деревни Клён через деревни Шваново, Сопово, Паплодарь до деревни Козюлькина. Другой вариант был основан на наличии на карте просеки от деревни Клён в восточном направлении с выездом на асфальтовую дорогу в районе деревни Свистова до деревни Козюлькина. Решение о выборе конечного варианта было решено отложить до прибытия в деревню Клён.111

Около 10 часов утра 9 мая участники велопробега в составе трёх человек прибыли на станцию о.п. 73 км на электричке Орёл-Брянск. Окончательно упаковав велорюкзаки, мы двинулись в путь по уже знакомым местам в сторону деревни Алёхино. С самого утра прекрасная погода настраивала на позитивное настроение похода в стиле Light and Fast несмотря на весомые багажи. Сергей уже на первых километрах отметился хорошей физической готовностью и сумел поставить личный рекорд разгона вело-болида до 60 км/ч. Вскоре мы добралась до деревни Алёхино и после сделанных Ильёй нескольких фотоэтюдов, свернули на лесной участок дистанции.9

5

Благодаря солнечной погоде, лес на этом участке пути смотрелся особенно выразительно и живо. Ощущения усиливались благодаря хорошо накатанной лесной дороге и отсутствию песчаных заносов, которые годом ранее осложнили путешествие по другому маршруту Полесья. Постепенно одна часть соснового леса, наименее поросшая кустарником, чистая земля которой сплошь покрыта мхом, сменилась другой частью уже смешанного леса, с кустарниками и высокой травой.13

Вскоре мы свернули с дороги, ведущей напрямую к Жудрё, на дорогу к озёрам Обмеж и Рясник. Перекусив и пополнив запас воды в роднике, мы направились в сторону Жудрё. Там в местном универсальном магазине «Любава», где продавщица и по сей день итожит сумму покупки на счётах, мы купили свежих овощей, а затем отправились в сторону села Старое.

Здесь начинался участок пути, проходящий по Калужской области, с заброшенными деревнями, такими как Агеевка и Докторово, и довольно крупными селениями Кудрявец и Теребень. Проехав одну из менее населенных деревень, мы уже углубились в сосновый лес, идущий вдоль асфальтовой дороги, как неожиданно на дорогу вышла рыже-белая собака. Она явно обрадовалась нашему появлению и, приветливо помахивая хвостом, всем своим видом давала понять, что ждёт угощения. Илья же не преминул воспользоваться удачной возможностью сделать пару снимков из фоторужья. Чуть погодя уже с меньшей охотой, но, видимо, с неменьшей надеждой получить что-нибудь съестное, из кустов вышла другая собака. Мы с Серегой все же решили вознаградить этих скитальцев местных лесов и поделились имеющимся полукопченым колбасным продуктом.

10

16

В Кудрявце за мной погнался молодой телёнок: то ли среагировал на красную футболку, надетую на мне, то ли небольшая группа людей для него была в новинку – но бежал он долго и упорно, преодолев едва ли не половину села. Уже по дороге в Теребень начинали возникать мысли о предстоящем обеде, к тому же пройденная дистанция уже перевалила за полтинник. Вскоре мы свернули с основной дороги в центре Теребени и, отъехав подальше от посёлка, встали на стоянку среди соснового леса, вернее в том, что от него осталось – место лесовырубки создавало не очень приятное ощущение. Под угрозой быть замеченными за разведением костра мы все же приготовили себе горячий обед, и «жизнь наладилась» как выразился Илья.

1920

Скоро мы отправились дальше. Следующим на маршруте у нас значился посёлок Еленский. Однако доехать до него без приключений не получилось: уже на подъезде к посёлку нас обогнала «Нива» и, затормозив как в любом современном боевичке перед носом, на дорогу вышли двое местных мужиков. Но, как оказалось, намерения у них более мирные, нежели это могло показаться со стороны. Оба взахлёб начали спрашивать, не проезжал ли мимо рыжий Москвич-412. Выяснилось: у одного из них угнали «Москвич», который стоял рядом с домом, как говорится «среди бела дня», а на «буксир» её взяла бордовая «семёрка». Но нам нечем было ему помочь, оставалось только посочувствовать мужику и продолжить свой путь.

Еленский нас встретил, как и в былые советские времена с серпом и молотом на въезде. Но как бы ни показалось странным, ввиду давности тех времён, вид посёлка был довольно-таки показательным. Чистое и ухоженное селение, отчасти преображенное ко Дню Победы: венки у монумента павшим воинам, флаги на фонарных столбах, свежевыкрашенные домики в посёлке – все это создавало ощущение гордости сельчан за свое прошлое, присутствия хозяина в доме. Абсолютное большинство домиков, построенных из дерева, еще больше усиливало последнее ощущение. Проезжая мимо очередного домика, где молодой парень пилил дерево на поленья, у меня даже возникла мысль, что тут только что родившемуся мальчику покупают бензопилу, чтобы у него была своя личная к моменту, когда он подрастёт.

11

На выезде из села, мы сделали небольшой пит-стоп, чтобы попробовать подтянуть разболтавшийся на педали моего велосипеда конус, хотя я уже догадался о предстоящей её замене по приезду в Орёл, а также отрегулировать Сергею скорости. Сделав запланированное, мы решили проверить ходовые качества и удобство езды каждого велосипеда, но, в конце концов, пришли к выводу, что каждому на своём удобнее, и снова отправились дальше. Следующим пунктом следования была заброшенная деревня Клён, которая даже на карте Яндекса и Bing выглядела скучновато. По дороге мы стали замечать уже серьёзные по масштабам площадки складирования заготовленной древесины, что говорило лишь о том, что здесь процесс «распила» (в прямом или переносном смысле этого слова, кому как угодно) лесных угодьев происходит и по сей день. Путь к Клёну был менее насыщенным на попутную и встречную автотехнику, что еще раз подтвердило непопулярность данного маршрута.

Уже по виду первых домов Клёна можно было сказать, что люди давно покинули эти места. Часть домов покосилась от старости и отсутствия ухода, часть просто стояла в запустении, а часть была даже не начата: сруб размером около 5 на 5 метров из 3-4 брусьев в ряду стал нередким зрелищем как в Клёне, так и на окраине Еленского (что особенно удивительно памятуя о вышесказанном). Сложилось такое ощущение, что даже в этих далеких от цивилизации местах некогда существовали недобросовестные застройщики. Однако были все же несколько обжитых домов, в один из которых, видимо, ехали два мужика на «Renault Logan». Как оказалось, они тоже бывали в Полесье буквально в прошлом году на велосипедах. Они с интересом расспросили нас о целях и маршруте пробега, на что Илья снова сказал по сути уже заученную фразу о том, что пробег приурочен к 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (впрочем, получалось это у него убедительно). Выслушав рассказ о минувших путешествиях на велосипедах наших собеседников, и спросив, как нам лучше проехать к Еленке, мы поехали по дороге налево, куда нам подсказали.

Однако свернув, мы решили все же попытаться определить куда лучше нам ехать: как и в знаменитой картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье», дороги было три. Только в отличии от героя картины русского художника-живописца, у нас не было камня, а был GPS-навигатор Ильи. Пока хозяин прибора высматривал в навигаторе, по каким дорогам ведут построенные мной треки маршрутов, к нам приблизился местный житель, которого Илья же и заметил. Вполне ясно и четко задав два вопроса о том, как нам добраться до Болхова и куда ведут те дороги, перед которыми мы стояли, нам пришлось выслушать долгий и путанный рассказ, о том, как житель ходил в ту или иную сторону. Описывая дорогу «на Болхов» он упоминал множество поворотов, и какой лучше стороны держаться, но закончил рассказ неожиданной фразой «но вы там все равно не пройдёте», чем запутал нас ещё больше. В конце рассказа «навигатора» мы его поблагодарили и все же приняли решение ехать прямо, дабы попасть на более короткий маршрут. Как было упомянуто выше, этот маршрут проходил по просеке, и вскоре мы в этом убедились.

1 2
||||| Like It 1 I Like It! |||||

3 Комментария Оставить сейчас

Отличный пост.

Ответить

Мне понравилось.

Ответить
прописка в Москве
06.12.2014 11:21

Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции…

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.