В дебрях Полесья

Было около 6 часов когда мы свернули на просеку. Снова подкрепившись, прежде чем отправиться на финишный участок пути перед ночлегом, мы все-таки решили поэкспериментировать, как в рекламе («одну ногу я побрею бритвой, а другую…»): мы с Ильей побрызгали из баллончика антикомариным средством друг на друга, а вот Серёга решил отказаться от экзекуции (видимо после похода на байдарках двухлетней давности на реку Снежеть Брянской области все другие комары для него кажутся безобидными).

Дорога на просеке периодически оказывалась подтопленной, и нам приходилось переносить велосипеды. Затянувшийся спуск вниз к реке Вытебети расслаблял, и даже не хотелось думать о предстоящем после её перехода подъеме. Однако с самого начала просеки этот участок пути оказался непохожим на предыдущие: плотно заросший смешанный лес с обеих сторон, местами обводненная территория, весьма редкие пересечения с лесными дорогами – все говорило лишь о том, что эта просека носила исключительно технологический характер, и то лишь на период сооружения опор ЛЭП и магистрального газопровода высокого давления, как оказалось впоследствии.

Постепенно уклон местности начал уменьшаться, и перед глазами появился просвет в сплошном массиве леса перед нами. Выехав на открытый участок, мы решили проверить по навигатору удаленность от нас реки Вытебеть. Как оказалось она всего в 300 метрах, а просвет есть ничто иное как пойменная подтапливаемая часть её русла. Сама река слегка удивила своей шириной порядка 15 метров, ибо не так далеко выше по течению в районе Льгова она едва достигала 3 метров. Проехав мост через реку и заболоченный участок метров в 300, перед нами начался крутой подъем всё по той же просеке. Лес слегка разнообразили высокие и мощные тополя с обеих сторон. Мы шли пешком. Теперь нам предстояло найти место для стоянки, и вскоре мы его нашли.

Самым приятным моментом в любом походе, безусловно, была и будет стоянка на ночлег. Именно вечером хороший ужин на свежем воздухе после любого вида активности кажется особенно вкусным, и последующий ночной сон только укрепляет это ощущение. Так было и на этот раз. Макароны с тушенкой, свежие овощи, зелень, хлеб и чай с печеньем – хороший ужин в этот нелегкий день. После небольших подсчетов мы пришли к общему мнению, что за день пройдено 80 километров по маршруту или около 2/3 пути до Болхова. Признав результат более чем достойным, мы заготовили дров на утро и легли спать.

25

Утром я встал раньше всех в половине седьмого и разжег костер чтобы погреться. Недолго была солнечная погода, так как с самого утра по небу шла какая-то дымка, и уже тогда начали появляться подозрения по поводу ухудшения погоды. Вскоре Илья и Сергей тоже встали, и мы позавтракали. Питьевая вода к отъезду у нас почти закончилась, и если бы день впоследствии был таким же жарким, как и накануне, то нам бы пришлось нелегко. Однако с самого утра было прохладно.

После небольшого ремонта Серёгиного велосипеда мы двинулись в путь. Пейзаж несильно изменился по сравнению с вечером прошлого дня, но сама просека стала больше походить на трассу газопровода, в чем мы скоро и убедились. Проехав около 2 километров, мы наткнулись на сооружения магистрали газопровода высокого давления «Тула-Шостка-Киев», которые мне показались знакомыми, но я как специалист газовой отрасли не смог сразу определить. «Причина всех бед» так назвал Илья газопровод в свете последних политических событий на Украине, увидев табличку с названием. Дорога в стиле кросс-кантри скоро стала привычной, но видеть, как затяжной спуск сменяется таким же подъемом, было неожиданно – всегда казалось, что Полесье расположено на более равнинной территории. Вскоре затяжные подъемы стали чисто пешими и начало появляться утомление.

22-1

Ставший привычным пейзаж разнообразил небольшой ручей, который пересекал просеку и шел в низменном участке. С одной стороны он был разделен водоемом, перекрытым бобровой запрудой, с другой – искусственным сооружением – лежневой дорогой, под которой проходила труба для слива воды. Зрелище в виду плотности леса вокруг, а также сухих стволов дубов, некогда произраставших в месте выше запруды, плотно укутанных ряской у основания, производило мрачное ощущение или, как сказал Сергей, имело «психоделичный вид». Илья снова воспользовался моментом и запечатлел несколько кадров на фотокамеру.

26

Наконец выехав из леса, мы увидели знакомую табличку, предупреждающую о съездах с дорог общего пользования в Национальном парке «Орловское Полесье». Пришлось снова обратиться к GPS-навигатору, чтобы понять, что двигаться надо прямо, пока не появится асфальт. Мы выехали в широком прогалке между двух оконечностей леса, которые тянулись далеко вперёд, с небольшими вкраплениями мелколесья и молодняка. Дальше нам предстояло преодолеть еще километра два пути, пока мы не увидели первые дома немногочисленной населёнки сначала слева, а затем и справа. Вскоре появились первые обрабатываемые поля и окраина крупной деревни слева. Это была Вязовая, именно в ней появился первый мираж на нашем пути. Мы стали перед очередным распутьем, одна дорога из бетонных плит вела налево, и мне показалось, что это наиболее верный путь (как мне представлялось, маршрут должен уходить на север с дальнейшим поворотом на восток), GPS-навигатор Ильи упорно твердил, что асфальт направо. Но я все же решил посмотреть, как в песне Машины Времени «Новый поворот» – «что он нам несёт?..». После спуска за поворотом был виден асфальт, и я решил, что мы на правильном пути. Как оказалось, это был всего лишь небольшой участок дороги, когда-то заасфальтированный в этом селе среди бетонной дороги. И только поднявшись на другую сторону села, нам предстояло в этом убедиться, а открывшаяся взору оконечность деревни уж никак не могла выйти на большую дорогу. Однако кое-что меня оправдало: это необычные два трёхэтажные двухподъездные панельные дома без окон и дверей, в которые, видимо, так никого и не заселили, и возможность купить попить в магазине. Если дома все-таки послужили объектом для составления фотоотчёта о походе, то наличие магазина никак не спасло ввиду отсутствия в нём продавца. Судя по витрине, самые дефицитные продукты в деревне – килька в томате (и всяческие рыбные консервы) и майонез, что наводит на мысль об отсутствии больших различий во вкусовых предпочтениях между городскими и деревенскими жителями, ибо все любят химию.

27

29

Тем временем нам предстояло вернуться обратно на тот злополучный перекрёсток. Без колебаний мы продолжили маршрут направо относительно нашего первоначального положения и вскоре обнаружили долгожданный асфальт. Счастью не было предела, однако, как говорят обычно в спортивных репортажах в данной ситуации «все силы остались на трассе». Пришлось продолжить свой маршрут, ибо оставалась незначительная его часть километров 15-20 до заветного дома с «таблетками» (так именовались котлеты – лекарство от голода) в Болхове, дома Серёгиных родителей. Проехав еще немного, мы все таки решили уточнить текущее расстояние до счастья у самого мудрого среди нас – навигатора компании «Garmin». На этот раз я стал доверять ему уже больше, чем своей интуиции и памяти, и более скрупулезно стал изучать его показания до точки назначения. А показал он тогда мне каких-то 13,56 км.

При проезде очередного населенного пункта начался мелкий моросящий, переходящий постепенно в уверенный, дождь, которого не обещал еще один объект поклонения – сайт paraplan.meteo. Уже изрядно подмокнув, и объединившись плотным караваном велосипедов на мокрой дороге, мы перекинулись парой фраз о той самой бездождливой погоде на 10 мая от вышеупомянутого сайта, и друзья мне напомнили о «возможных 0,2 миллиметров осадков в час с 19:00», которые я видел двумя днями ранее в интернете. В этот момент я еще раз вспомнил, что сбор данных перед походом является самой важной частью подготовки к нему. И если бы я менее точно продумал маршрут следования, то с легких руки парней меня ждало бы прозвище Сусанин.

Дождь не утихал, а желание отведать «таблеток» росло. Поэтому нам пришлось остановиться и найти более правильное применение вареной сгущенке и печеньям, чем лежать в Серёгином рюкзаке. На стоянке обнаружилась довольно странная логика Ильи: водоветрозащитную ветровку он взял, а герметичный мешок нет. Вот у Сергея и меня логики оказалось куда больше: он взял гермик, чтобы не замочить вещи, и не взял куртку, потому что у него её не было; а я не взял ни того, ни другого, все так же надеясь на честность богов прогнозирования погоды со злополучного сайта. Оставалось только мириться с превратностями судьбы. Мы поехали дальше.

На подъезде к Болхову нам предстояло еще одно испытание, усилившийся ветер, который становился встречным. Последний длинный спуск прошёл особенно неприятно, когда ливень и ветер объединились, чтобы попытаться воспрепятствовать скорейшему завершению приключения. И снова вспомнилась цель поездки – посвятить пробег 69-й годовщине Победы. А ведь тогда не было средств защиты от непогоды как ветровка у Ильи, не всегда продвижение войск шло по асфальтовой дороге, и к тому же непогода могла буйствовать не час, а гораздо больше пока шли бои. И всё же после самого трудного спуска последовал более легкий подъем и уже недалеко Серёга увидел строения, напоминающие окраины родного города. Еще какой-то километр и вывеска Болхов увенчала наш недолгий и не такой уж сложный на самом деле путь. Правда продолжавшийся дождь и начавшаяся дорога из поперечно лежащих дорожных плит шириной 1 метр, как монотонный стук колес поезда, предлагали нам еще немного потерпеть. Скоро мы достигли улицы Ленина города Болхов и довольные тем, что приключения закончились, зашли во двор к родителям одного из участников велопробега.

P.S.: таблетки были вкусными, но это уже совсем другая история.

||||| Like It 2 I Like It! |||||

13.05.2014.

1 2
||||| Like It 2 I Like It! |||||

3 Комментария Оставить сейчас

Отличный пост.

Ответить

Мне понравилось.

Ответить
прописка в Москве
06.12.2014 11:21

Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции…

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.