Все цвета Киргизии

Путешествуя мы необратимо меняемся.

Глава 1
Во сне и наяву

Открываю глаза. Где я?! Стук колес и полупустой вагон метро, Москва. Прихожу в себя и понимаю, что едем с Ильей в аэропорт. Накануне не получилось почти поспать, поздно приехали в столицу, заночевали у друзей и просидели по сложившейся традиции за разговорами на кухне. Весь вечер Паша, друг у которого мы ночевали, расспрашивал нас о планах нашей очередной поездки, а его маленькая дочка рассматривала альпинистскую каску, которую примерял Илья. Мы собрались в горы.

Серьезно планировать горный поход мы пытались и раньше, еще год назад набралась команда единомышленников поездки в Непал, посмотреть на горные вершины Гималаев. Но основное, что отталкивало от этой идеи, были даже не суммы предлагаемых треккинговых туров, которые мы хотели всячески обойти для организации самостоятельного прохождения маршрута (хотя и цены тоже). Больше всего настораживало отсутствие опыта категорийного горного похода вкупе с большой высотой преодолеваемого перевала Торонг-Ла (5416 м над уровнем моря), что на треке вокруг Аннапурны, или на гору Калапатар (5640 м), откуда открывается прекрасный вид на Эверест. Как организм выдержит такую высоту, было загадкой даже для Ильи, бывавшего некогда на Алтае на 2500 в походе с группой туристов. Поэтому напрашивалась подготовка на меньшей высоте.

Наши поиски треков «попроще», но с усложненным в техническом плане участком дистанции, были сосредоточены в районе средней Азии, ибо горную систему Кавказ мы посещали до этого. Из наиболее крупных горных систем помимо нашего Алтая, Саян и Урала, заметно выделялись только бывшие некогда в географическом положении в составе СССР горные системы Тянь-Шань и Памир. Ныне это территории родственных республик Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, и соседних Афганистана, Индии, Китая. Но даже из этих двух горных систем мы больше склонялись к первой, ибо она наиболее обширна и разнообразна, и к тому же находится своей большей частью на упомянутых бывших советских республиках, всех кроме Таджикистана. Окончательный выбор был сделан на Киргизии, потому что здесь находится самое крупное и загадочное озеро в регионе – озеро Иссык-Куль.

Вагон быстро летит от станции к станции и уже скоро конечная для нас точка метро Павелецкая. Организм пробирает знакомая дрожь – когда не высыпаешься, по телу проходит волна непроизвольных сокращений мышц, кажется, будто знобит. Но я здоров, просто в очередной раз не смог нормально поспать перед поездкой. Глаза смыкаются сами по себе. Чтобы не уснуть, я пытаюсь вспомнить, что в принципе знал о Киргизии до поездки. Кроме упомянутого озера Иссык-Куль, в голову приходит только то, что столица город Бишкек; территория располагается на пересечении путей Великого шелкового пути; в Чуйской долине массово произрастает дикая конопля; родина Чингиза Айтматова; высочайшая точка пик Победы 7439 метров. Вот, пожалуй, и все. Однако уже при подготовке к горной части маршрута выяснилось намного больше.

Горы занимают более ¾ территории Киргизии, большую часть которых на северо-востоке страны составляют хребты Тянь-Шаня, меньшую – на юго-западе хребты Памиро-Алая. Тянь-Шань переводится с китайского как «Небесные горы». Но это название появилось позже, а первоначальное название Тенгритаг на языке древних тюрков, проживавших здесь, означает «небо, бог», что однозначно говорит об обожествлении ими этих вершин. Горная цепь Тянь-Шаня протянулась с востока на запад на 2500 км, а высота более 30 вершин превышает отметку 6000 метров. Большие высоты хребтов, сложность и расчлененность рельефа обусловливают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения этого района. В связи с этим насыщенные влагой атлантические воздушные массы в виде западных воздушных течений, идущих на значительной высоте над среднеазиатскими пустынями, образуют атмосферные фронты и вызывают выпадение значительного количества осадков. Наоборот, на восточных склонах и в котловинах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня создаются засушливые условия. Еще одной особенностью этих гор является Сильное прогревание воздуха над пустынями Средней Азии летом, которое способствует поднятию уровня конденсации в горах Тянь-Шаня. Поэтому снеговая линия располагается значительно выше, чем, например, на Западном Кавказе и в Альпах. Во Внутреннем и Центральном Тянь-Шане перевалы даже на высоте более 4000 м летом свободны от снега. Это положительно сказывается на популярности этой системы для широкого круга туристов в целом.

Помимо климатических факторов мы также обратили особое внимание на удаленность и безопасность районов предполагаемых маршрутов. Основное внимание было уделено разработке двух маршрутов. Первый проходит вдоль ущелья Терскей Ала-Тоо – горного хребта, окаймляющего с юга Иссык-Куль, чрезвычайно красивого места, расположенного недалеко от Каракола (административный центр Иссык-Кульской области). Второй же находится южнее Бишкека на Северном Тянь-Шане в долине рек Киргизского Ала-Тоо (или просто хребта). При выборе одного двух рассматриваемых вариантов решающую роль сыграли еще и сроки, предполагаемые на маршрут: из двух недель отпуска хотелось провести в горах не более 10 дней, чтобы еще и отдохнуть. Поэтому для окончательной разработки был принят второй маршрут, предполагавший недельный переход из долины реки Иссык-Ата в долину реки Аламедин через два перевала с соответствующими названиями и высотами 3965 м и 4050 м. Общая длина маршрута должна составить 57 км с максимальным перепадом высот 2275 м.

Тяжеленный рюкзак за плечами непривычно болтается пока мы бежим на отходящий аэроэкспресс на Павелецкой. Чуть опаздываем. Надпись «Аэроэкспресс» на вагоне электрички сбивает с толку, спутав два поезда сели в вагон пригородного маршрута на Ожерелье. Хорошо бабуля быстро ответила на вопрос о принадлежности вагона, хотя я уже заходя в двери начал сомневаться в истинности пути. Быстро выскакиваем с Ильей на перрон и предпринимаем отчаянное ускорение на соседний путь. Забегая в вагон, который через минуту уже тронулся, выдохнули с облегчением. Утренняя «зарядка» ненадолго прогоняет сон, но уже вскоре монотонное постукивание колес заставляет забыть бодрствование. Я снова засыпаю.

Рюкзак тяжеленный у всякого туриста-горняка. В экспедициях на К2, гору о которой мы вспоминали на протяжении всей поездки, вес рюкзака участника доходит до 30-40 кг, при том еще килограмм 50 несет мул. Мало представляю как можно килограмм 40 нести за плечами по 50-60 дней… Наши рюкзаки весят куда меньше. Облегчать, конечно, можно свое снаряжение, как это делают легкоходы, экономя вес на всем чем ни попадя. Но в такого рода восхождениях, где низшая температура может опуститься до -10…-15 °С облегчение на тех же теплых вещах может быть чревато. Свой багаж мы полностью планировали до мелочей, Илья даже таблицу в Excel сделал по амуниции каждого участника похода: как уже стало понятно это я, Илья, третьим участником стал Антон, давно мечтавший подняться в горы не для катания на лыжах. Полное снаряжение группы состояло из личного снаряжения участника (одежда, обувь, спальные вещи, рюкзак, документы, КЛМН и прочие мелочи), бивачного, альпинистского и иного снаряжения, предметов гигиены, аптечки, ремкомлекта и еды. Все это сводилось в одну общую таблицу, где раскидывалось по участникам на три равные доли. Хотя были мысли поступить более разумно, поделить общую массу в зависимости от веса каждого участника, но тут бы пришлось на 10-15% больше нести Антону. От идеи отказались, поступили «по-братски».

Подготовка к походу шла в формате «кто во что горазд». Антон родом из города Кант, поэтому для него это путешествие значило еще и возвращение на малую родину, к тому же были родственники, оставшиеся жить в Киргизии. Поэтому он занимался вопросами организации передвижения на месте, благо двоюродный брат согласился возить нас во все основные пункты нашего следования. К тому же Антон занимался вопросами покупки своего личного и альпснаряжения, общей еды, большую долю которой занимали сублимированные продукты фирмы «Гала-гала». Опыт других горняков подал нам идею сократить вес на экономии упаковки и общей массы продукты за счет сублиматов, которые еще называют «Юппи» за их быстроту и неприхотливость приготовления – все, что нужно добавить горячей воды и накрыть. Все это Антон покупал в Москве сам, так как у нас с Ильей не было возможности лишний раз съездить в столицу для покупок. Илья занимался вопросами проработки маршрута, печатал карты, составлял общую таблицу по снаряжению. Я собирал данные по полной аптечке, рассчитывал продукты, рисовал трек для навигатора, а вместе с Ильей мы покупали билеты на самолет и бронировали номер в Бишкеке на сутки после прилета. Еще немало важно было подготовиться к тому, что ждало нас на высоте. Помимо прочитанной информации об особенностях восхождения, нам еще предстояло найти часть альпснаряги в аренду (веревка, беседки, карабины), которые мы посчитали бессмысленным покупать для пробы такого рода приключений, и узнать, как ей правильно пользоваться. В этом деле нам помог наш орловский тренер секции скалолазания Василий Васильевич Сазонов, который согласился на безвозмездных условиях, но с залогом дать нам недостающие элементы. К тому за неделю до вылета он проинструктировал нас по вопросам страховки на ледниковой части и техническим элементам восхождения, которые применимы больше для более высоких категорий восхождения, чем у нас. Но эту информацию нельзя назвать лишней, ибо не исключено дальнейшая реализация появившегося желания попробовать себя в несколько ином качестве и уже на вертикальном склоне. В этом мы с Ильей сошлись.

После снятия всех организационных вопросов путешествия полная масса снаряжения на человека должна составить около 22 кг, при этом часть продуктов и газовые баллоны предстояло купить по прилету в Бишкеке. Вес, казалось бы, небольшой, но с ним ходить неделю.

– … Это по городу с таким рюкзачком ходить милое дело, а в горах попробуй-ка, пройдись с ним пару дней.., – настораживал Илья.

Теперь даже в городе мне было слегка не по себе от такой поклажи, а горах еще добавляется подъем и увеличение разреженности воздуха.

– Может лучше не полетим, одни в горах, неделю еще и с такими сумарями, страшновато, – шутя, добавлял он же.

Но я меньше всего думал о том, что может быть там. Вернее, не мог представить, как в действительности там будет.20140927_091056

Снова я просыпаюсь в вагоне теперь уже аэроэкспресса, подъезжаем к Домодеово. В аэропорту нас уже ждал Антоха, готовый бодренький, болтал по телефону. Встреча, приветствие и краткое обсуждение предстоящего полета. Рейс задержали на 1,5 часа из-за слабой видимости, все утро стоял туман, и потому нам пришлось коротать время сначала в кафе потом уже около посадочного терминала. Взяв по тарелочке борща в одной из кафешек, мы то и дело подтрунивали друг над другом о предстоящей недельной голодовке. Дело в том, что никто никогда не пробовал сублимированные блюда, а эксперимент по двухдневному питанию Антона на омлетах, кашах и супах от «Гала-Гала» был сорван из-за нехватки времени перед вылетом.1_mini

– Возьмем тушенки не 3 банки НЗ как планировали, а 7 банок по каждой на день и нормально заживем, – заметил я.

– Только вот сметанки к борщу ты тоже на все 7 дней хочешь пересчитать? – улыбнувшись, сказал Илья. – Ты учти, Антоха там голодать не собирается, возьмет и не полетит!

– Да-да, без мяса там делать нечего, – подтвердил Антон.

– А ты на горного барана охоту устрой и будет тебе мясо, ледоруб-то, думаешь, зря брал? – защищался я.

Шутки шутками, но в дальнейшем именно Антоха меньше всех просил покушать.

Тем временем время вылета приближалось, а мы стояли в зоне вылета рядом с очередью на рейс до Хургады. Понять это можно было не только по электронному табло над выходом из терминала, но и по двум отдыхающим соответствующего вида, которые уже оценили напитки из Duty Free. Их поведение больше напоминало двух героев из Нижнего Тагила сериала «Наша Раша», разве что они ничего не крушили. Так сказать герои нашего времени!

Наш самолет стоял среди сородичей фирмы «Боинг» и выделялся огромной красной надписью на весь борт «Air Kyrgystan» и серебристыми каёмками на двигателях, слегка блестевших лучами солнца, вышедшего в полудню из-за туч. Еще какие-то 4-5 часов, и самолет с серебристым крылом перенесет нас из осени в лето…2_mini

По крайней мере, мне так представлялось тогда, ибо по прогнозам в Бишкеке должно быть солнечно и 25 °С днем. Но вышло все немного иначе.

Приземлялись мы уже в 7 вечера по местному времени. В глубоких сумерках самолет коснулся шасси взлетной полосы и по салону раздались недружные аплодисменты в два этапа. Ох уж эти традиции! Ведь это такая же обычная работа для  пилота, как и для каждого своего профессия. Жаль так не хлопают представителям других профессий, может, был бы стимул поднимать экономику! Мелкой моросью и низкими тучами встречал нас Бишкек.3_mini

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
||||| Like It 5 I Like It! |||||

1 комментарий Оставить сейчас

инкогнито
12.12.2014 12:09

Красиво и грамотно описано путешествие в столь не распространенное для туризма место!После ваших фотографий, думаю количество «походников» в Киргизии увеличится.Особенно понравилось читать непосредственно про сам маршрут- природа, горы, звезды…красота!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.