Все цвета Киргизии

В самом конце затяжного подъема, нас наконец-таки ждала награда – мы находились на крайней верхней точке закрытой долины длиной километра два. Эта долина, судя по показаниям джипера, находилась чуть ниже небольшого горного озера Ортокёль. Здесь уже не было такого бурного течения. Малокаменистое дно этого каньона представляет своеобразную фильтрационную систему гор, в которой есть несколько русел-отстойников, где скапливаются вымытые мелкие частички горной породы и земли. Промытое русло зигзагом спускалось издалека на площадку, где вода казалась неподвижной, даже несмотря на рябь от дующего ветра. А чуть выше на разном удалении от нас находились ослепительные белоснежные утесы. Ближайшая припорошенная снегом вершина, были буквально уже в часе ходьбы. Четко выделявшиеся многочисленные тропинки местных обитателей буквально усеяли склон слева от нас. По нему нам предстояло идти дальше.

– Давай-ка максимально держаться траверсы, – посоветовал мне Илья. Снова мы шли, почти не сбрасывая высоту, дабы меньше уставать при повторном её наборе. Вскоре мы снова зашли в узкий кулуар, предварявший выход к Ортокёлю.

На озере было невероятно ветрено, и уже тогда я подумал о ярко выраженной климатической зональности с повышением высоты в горах. Ветер буквально сносил нас, чего нельзя было сказать о площадке ниже. К тому же температура на пару градусов чувствовалась ниже. Стоило солнцу зайти за облака, становилось еще холоднее, а сильный ветер выдувал остатки тепла из всех возможных щелей в одежде. Антон в очередной раз попросил закрыть подмышечные клапана (это было, мягко говоря «частое» явление весь этот день). Накинули капюшоны и спрятались за единственным большим камнем на берегу озера. Пару минут передышки и уже Илья звал нас фотографироваться на фоне бледно-голубого мутного озера и двух главных вершин вдали: пик Иссык-Ата (4390 м) слева, пик Ленсгафта (4603 м) справа.39_mini

Отдых продолжался недолго, решили не мерзнуть и не терять время. Вдоль озера тропинка шла странно: то почему-то спускалась к бровке, то поднималась метров на 30 вверх сквозь каменные курумы, здесь уже не было просто осыпных склонов. Курумы – это сплошное скопление каменных остроугольных глыб, образовавшихся при разрушении горной породы. Приходилось даже пару раз искать тропинку, которая неожиданно заканчивалась перед каким-нибудь большим камнем. Тем временем в поле зрения появилась громадная и высокая складка покрытая землей и опять же курумами, которая преграждала с другого конца очередную долину поперек. Озеро снова перешло в речной поток на равнине, а узкий кулуар появился правее складки. Пришлось искать место перехода реки.40_mini

Парни значительно подготовились к походу в плане обуви – оба купили ботинки Mendl разной модели рассчитанных на демисезон и зиму, а вот я шел в уже не новых летних ботинках Lowa. Переход вброд реки для меня был не самым лучшим вариантом, ибо внешний материал относительно легко промокал в воде. Илья и Антоха решили, далеко идти не стоит и почти сразу нашли относительно узкое место для перехода. Я же, повинуясь принципу «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» решил попытать счастье выше по течению реки и пошел вдоль её кромки. Минут 15 я прыгал по камням курума у самой кромки воды, оценивая вероятность брода. В конце концов, я уперся в ту самую складку, около неё ручей поворачивал и исчезал. Несложно было догадаться, что русло уходит под этот, похоже, образовавшийся от осыпей склон. Я беспрепятственно прошел на другую сторону, не замочив ноги. Парни шли навстречу.

Тот самый кулуар, о котором я недавно упоминал, оказался опасным со стороны: склоны его были довольно крутыми и, видимо, часто осыпались, а дно оказалось очередным курумом, усеяно беспорядочно камнями. Уклон же очередного «квеста» впечатлял еще больше, метров 300 до поворота он едва ли был меньше 35-40°. Идти приходилось чуть медленнее, почти каждый камень проверяли на живучесть, тыкая треккинговыми палками. Пару раз меня, как первопроходца, это даже не спасло – едва не падая, я съезжал вниз вместе с камнем. Приходилось иногда выходить даже на траверсу склона, чтобы обойти громоздкие 3-4 метровые валуны поперек коридора. К тому же ветер дул ничуть не меньше, чем час назад на Ортокёле. Все это конечно усиливало присутствие где-то в расщелинах одной из крупных азиатских горных систем!

Уставали чаще, но шли, только учащенное биение сердце иногда сбивало с ритма. Спустя время показался очередной перелом в рельефе, который должен был открыть нам очередную высотную долину. Пронизывающий ветер наверху заставил спрятаться за камнем, мы начали соображать, что за озеро здесь расположилось. Мутная вода и высокие волны – такие же атрибуты, как и у Ортокёля, но вот масштаб самого озера был меньше. Сравнив тщательно карту и показания пути по GPS, решили, что это разлив двух речек, берущих свой исток с ледников. Иссык-Ата и Минджилки владеют этой долиной и затапливают её в период весеннего таяния и осенних дождей. Широченная и глубокая площадка уходила направо за видимую поверхность склона. Наверно это была самая большая и грандиозная долина, которую я видел.

Чувство голода и желание быстрее сркыться от ветра, вынудили идти дальше. Почерневший от ила песок берегов, проваливался под ногами, будто мы шли по поверхности другой планеты. Путь этот оказался долгим, ведь только казалось, что тут идти недалеко. Пустыня. Чем дальше идем, тем все больше и больше кажется этот каньон. Оптический обман на каждом шагу. По дороге встретили ставшие уже привычными «следы» пребывания лошадей в горах, а давнюю догадку подкрепила отгрызенная нога с копытом.

– Наверно, одну лошадь убили, чтобы лишних продуктов с собой в горы не тащить, – снова предположил Илья. Хотя это конечно и звучит бредово, но наверно так и есть.41_mini

Солнце вышло из-за начавших рассеиваться облаков, и невероятная игра теней началась в долине. Свет буквально бегал по склонам, покрытых пожухлой травой цвета охры. Наблюдая такую контрастную картину вокруг, мы преодолели долгий путь через долину. Однако в конце нам предстояло снова перейти реку вброд, и на этот раз, я чуть промок. На обед мы стали под склоном, недалеко от бурлившего потока Иссык-Аты. Здесь не было ветра, и сиявшее солнце быстро начало припекать. Две таблетки от головы помогли каждому справиться с появившейся головной болью, а заваренная гречневая каша и хлеб с сыром – с голодом.

– Минут 15 отдыха и надо выдвигаться, когда мы поднимемся по этому кулуару, солнца там уже не будет, – озвучил я свою тревогу по поводу приближавшихся сумерек и указал на хребет над нами, который разделял два ледниковых истока реки. Парни согласились, нельзя было расслабиться, когда дневной план еще не выполнен. Мы проверили высоту и дистанцию: на джипере высветилась отметка 3124 м, а по треку на карте стало ясно, что прошли с утра около 9,5 км. Неплохие показания.

Последующий подъем проходил для всех по разному: мне почему-то стало тяжело дышать, Антон чувствовал чуть лучше, а Илья шел, как ни в чем не бывало. Шли зигзагами, набор высоты был приличный. Нельзя было не остановиться, чтобы посмотреть какую дистанцию мы преодолели за час движения. Трудно было представить, что весь наш путь занял столько времени, в городе за это время мы прошли бы минимум в 2 раза больше.43_mini

Около половины шестого мы вышли на очередную ровную площадку, от которой до перевала казалось рукой подать. Но по джиперу еще было 3 км, самых трудных 3 км! Здесь набор высоты был максимальным, 650 метров оставалось преодолеть (ровно столько же, сколько в первый день). Снег на перевале был, но, сколько его там, оставалось только предполагать. Однако синева над снежными шапками предвещала что-то недоброе.44_mini

Очередной ужин и планы на следующий день завершали этот день, когда в округе уже стемнело. Мы поставили будильник и планировали свои действия на завтра, когда снаружи послышались небольшие порывы ветра…

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
||||| Like It 5 I Like It! |||||

1 комментарий Оставить сейчас

инкогнито
12.12.2014 12:09

Красиво и грамотно описано путешествие в столь не распространенное для туризма место!После ваших фотографий, думаю количество «походников» в Киргизии увеличится.Особенно понравилось читать непосредственно про сам маршрут- природа, горы, звезды…красота!