Все цвета Киргизии

Глава 3

Белая

Едва мы успели нырнуть в спальники, как небольшой шорох по тенту палатки возвестил о начавшемся снеге. Ветер усиливался. Я не мог заснуть, потому что палатку периодически начинало, как казалось, поднимать. Антоха, когда мы вставляли колышки палатки, принес весьма «надежные» камни, для их окончательного закрепления – эта мысль меня успокаивала. Но не успокаивал шум сыпавшего снега, который, то утихал, то снова продолжался. Когда заснул, я уже не помню.
Подъем был очень трудный, к тому же мы проспали. Парни из-за на-чавшейся непогоды тоже не могли долго уснуть, как оказалось. На часах было почти 9 – непозволительная роскошь для туриста. И хотя мы не планировали выдвигаться, но стало тревожно за то, что снег все сыпал. За ночь выпало около 10 см снега. Лежать дальше и ничего не предпринимать было тоже неправильно. Выйдя из палатки, мы обнаружили, что долину окутал туман, видимость метров 200 от силы. Из-за спустившейся тучи не было видно даже соседней скалы с юга. Настроение упало окончательно.45_mini

Запланированная, и вместе с тем вынужденная, стоянка на высоте 3300 м над уровнем моря не прошла даром. Отдыхали почти целый день, а часа в три парни пошли на разведку перевала налегке. За два часа они умудрились подняться на высоту 3600 и спуститься по кулуару, который вплотную прилегал к той самой скале, разделявшей две реки.
– Склон каменистый, снег неплохо промочил грунт, ноги иногда съезжают, – рассказывал Илья по возвращении.
– Я бы все-таки пошел более безопасным путем, – добавлял Антон, – слишком крутой склон с правой стороны. Не хотелось бы в лавину попасть, навидался я уже их.
Под более безопасным путем Антон понимал гребень кулуара (ложбина в склоне горы, направленная вниз по линии тока воды), который находился левее. Идти через него было чуть дальше, но в сложившейся об-становке, выбирать безопасность было более разумно. Нам уже не раз за день приходила мысль о «своевременности» нашего выдвижения на мар-шрут. И хотя идти в горы в переходный сезон дело и рисковое, но риск, как говорится, дело благородное. Мы не теряли надежды на окончание непогоды и дальнейший переход через препятствия.47_mini

Вечером мы сели за изучение обстановки на седловине рядом с перевалом. Как я уже говорил справа по ходу движения была скала, разделявшая реки Иссык-Ату и Минджилки. Выбранный нами путь по левому гребню кулуара, выводил бы нас на среднюю часть ледника Ашутор (еще можно встретить название Петросянца I). В нем могли быть трещины. А потому наша задача состояла в том, чтобы с одного гребня перейти на другой, который находится правее и дальше двигаться на безопасном расстоянии от скалы. Ледник же даже при таком выгодном для нас проходе, должен был начаться за 1 км от перевала, здесь на его кромке вероятность трещин уже меньше, но она есть. Поэтому на этом участке дистанции нам предстояло идти в связке, с использованием беседок и веревки, а также кошек и ледорубов. Каски надо было одеть уже в начале восхождения. Дальнейшие действия решили снова выполнять по обстоятельствам, либо первый вариант с проходом перевала Аламедин, либо второй с ночевкой в верховьях реки Иссык-Ата Южная.
Спать легли уже в 8 вечера, а снег все сыпал. Подъем предстоял в 6 утра, а к 8 мы должны были уже выйти с места стоянки.48_mini

Утром все пошло по плану. В начале девятого мы выдвинулись к узкому стартовому кулуару, склоны которого уже прилично были занесены снегом. За двое суток выпало, по меньшей мере, сантиметров 15-20 снега. Подъем был несложный, но тропить приходилось по очереди, дабы меньше уставать. При подъеме на него, камни действительно уходили из-под ног, палки были в самый раз. Как только мы вышли на пологий склон, поднявшись до гребня, слой снега постепенно начал расти.
К кулуару мы вышли уже приблизительно через час движения. Подъем на гребень был более затяжной, крутой склон градусов 50 наклона и высотой метров под 50. Тропить тоже стало тяжелее, снег буквально по пояс на самом верху перед очередным гребнем. Взобравшись, мы были немного огорчены: гребень этот оказался ложным, в двадцати метрах по ходу движения поперек него шел еще один кулуар, которого не было на карте.49_mini

– Надо идти все-таки вдоль кулуара, а не по гребню, иначе такой мираж в следующий раз отнимет еще больше времени и сил, – высказался я.
Действительно, проблема тумана впервые стала для нас столь очевидна, каждый шаг в сторону, мог превратиться в два шага обратно. Причем количество снега на склоне только усугубляло это обстоятельство. Снежные кулуары и гребни казались, словно песчаные барханы во время песчаной бури. Хотя все это уже стало привычно. Непривычно для себя мы начали скидывать высоту.
Подъем в кулуаре был еще более тяжелым, шли медленно, фиксируя каждый шаг. Пару раз послышался глухой звук рядом с нами, будто что-то хрустнуло или треснуло. На мгновение замерли – похоже это был звук палок о камни, хотя сходство со звуком перед лавиной было очевидно. Легкая тревога не покидала всех пока не дошли до поворота. И снова, будто ежики в тумане, мы брели уже по другому склону.50_mini

Еще не раз мы меняли направление на местности, но общее движение было четко по плану. На мгновение открылся вид на вершину Иссык-Ата, шли уже к видимой недалеко скале междуречья. Но не прошло и нескольких минут, как очередная пелена тумана сомкнула их, видны остались только два отрога по направлению к вершине Иссык-Ата, только чуть ближе. Вскоре туман поглотил и их. Только сейчас мы поняли, что стояли по пояс в снегу.
– Что делать будем? – задал наводящий вопрос Илья.
– Может, попытаемся выйти на вашу вчерашнюю конечную точку, от неё, по крайней мере, можно сориентироваться, куда идти дальше. А там подождать чуть, пока туман рассеется, – предложил я, но сомнения начали одолевать и меня.
– И сколько мы будем стоять ждать, пока не стемнеет? – завис в воздухе очередной вопрос.
Но уже дальше Илья вместо вопросов начал более активно предлагать, как оказалось, единственный разумный вариант в сложившейся ситуации. Разбивать здесь лагерь было тоже опасно из-за вероятности лавины. Вернуться по своим следам назад – это было, по меньшей мере, поражение, там, на высоте выше 3600 метров, когда оставалось всего каких-то 350 метров подъема. Но вместе с тем это был очень важный урок, в подобных походах. Прочитанный отчет о восхождении группы альпинистов в начале октября, как и мы, стал лишь обратной стороной медали. Межсезонье непредсказуемая пора, что доказали мы на своем собственном опыте. Время делать выводы было на спуске.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
||||| Like It 5 I Like It! |||||

1 комментарий Оставить сейчас

инкогнито
12.12.2014 12:09

Красиво и грамотно описано путешествие в столь не распространенное для туризма место!После ваших фотографий, думаю количество «походников» в Киргизии увеличится.Особенно понравилось читать непосредственно про сам маршрут- природа, горы, звезды…красота!